Моя личка полна писем с просьбой помочь в разных сборах военным - где нужны бинты, где термобелье, где парафиновые свечи, где что подороже.
Люди просят по 13, по 17, по 30 тысяч рублей, которых не хватает на спасение жизни.
И я как-то живу в этих просьбах весь последний год и вдруг эта новость про арест блогера с ником Лерчик (фамилию не запомнил) за неуплату налога 300 млн.рублей. Налога от «работы» и бизнеса, который она вела в запрещённом теперь Инстаграмме.
И меня снова накрывает чувством какой-то наступившей теперь правды. Не знаю, как точнее сказать.
Ведь эта подрумяненная инста-жизнь и технологии запретных соцсетей врали не только про нынешнюю войну, а про жизнь - мирную жизнь - тоже очень часто врали. Они рисовали (да и теперь рисуют) ее такой, какой ее на самом деле нет.
И люди этому верят - верят в этот рисунок, в это нарисованное за деньги число подписчиков, в эти пустые и лживые слова и ненужные - абсолютно ненужные (и не пытайтесь убедить себя в обратном) - «лайфхаки» и «советы».
Верят в эту иллюзию, но платят за нее реальностью - своей реальностью: своим вниманием, своими деньгами, и, что совсем паршиво, своим временем. А его никогда не вернуть.
Еще недавно мы жили в удушливом мире, где число подписчиков считалось мерилом и образцом успеха. Где за дутые просмотры в ютубе тебе расстилали красные дорожки, за отофотошопленный примитив к тебе летели многомиллионные рекламные контракты - и кто что скажет, кто проспорит с цифрами: сразу будет обвинён либо в ханжестве, либо в зависти, либо в мракобесии.
К тому же всегда мог прозвучать аргумент: «ну полезное там тоже можно найти». Можно. Как и в любом мусорном баке. Но пока найдёшь - весь извозишься.
Мы сами позволили этому пустому болоту HD-качества, всем этим приоткрытым частям тела, котикам, и ненужной чужой личке в 4К стать мейнстримом. Мы составляли их рейтинги и сами возносили «инста-самок» в наши рукотворные новые кумирни.
И получили результат: обворованное поколение.
И Бог с ним, что деньги у них украли - хотя, конечно, что в голове у тех, кто донатит на в эту гламурную пустую бездну и ведётся на все эти «кислородные коктейли» и минеральные скарбы - я не знаю, у них украли что-то более дорогое: душу, правду, смыслы, идеалы, характер, счастье подлинное и время.
И когда пришла беда, эти капища рухнули первыми: «инста-самки» ведь чаще всего умеют только ходить по красным дорожкам. Они не воюют, не идут защищать ближнего, они едва ли откроют цех по пошиву маскировочных сетей; они, вообще, не про ближнего и не про дальнего, и не про другого - они только про себя.
Про ложь о себе.
Вот и вышло, что все те, кто им донатил, что все те, кто им верил, кто шёл за ними в это никуда - оказались в смысловом вакууме, когда наступило время правды.
Сказка закончилась и она оказалась сказкой о потерянном времени.
И из растерянного перед правдой, словно евангельский расслабленный, поколения, - кто обратился в «нетвойняшек», кто спасовал и побежал, как и бежал прежде - вникуда, а кто - и таких верю, что большинство, - всё же просыпается и очухивается после прежнего морока, увидев, что прямо сейчас за него другой - такой же, может быть, его ровесник, или седовласый дедушка, вынужденный взять ружьё, - отдаёт жизнь.
И это правда. Это уже не иллюзия в 4К.
В этой правде страшно сознаться, но у большинства хватит мужества это сделать.
Сознаться в том, что мы верили лже-героям, которых никто, кроме них самих не интересовал.
Мы им донатили, мы им подражали, мы про них читали сплетни.
А оказалось, что есть подлинные герои, которые сейчас за нас жизнь отдают, которым не хватает 13 тысяч рублей на термоноски, а броники приходится снимать с убитого врага.
И они это делают не за себя. А за нас. За тех, кто прежде их в упор не замечал.
И поэтому еще дело Лерчика, её гараж со спорткарами, россыпь загранпаспортов и пачек купюр в разных валютах - это тоже про прощание с иллюзиями, про мучительное выползание из безыдейного и бессмысленного болота, в которое мне очень не хочется, чтобы мы когда-нибудь снова вернулись.